Паспорт опасных отходов
Что это за документ?
Паспорт отходов I — IV классов опасности (ПОО) – документ, подтверждающий их класс опасности по степени отрицательного влияния на окружающую среду. Сведения о компонентном составе и происхождении указывают на их принадлежность к определенной категории опасных отходов. Требования к ПОО установлены № 89-ФЗ, приказом Минприроды РФ № 1026.
Только при наличии паспорта проводятся законные манипуляции с отходами – транспортирование, размещение на полигоне, обезвреживание или утилизация. Договорные отношения по приему/передаче отхода в собственность при отсутствии паспорта становятся невозможными – компания, занимающаяся сбором, просто не сможет их принять.
Паспорт отхода разрабатывается для каждого ПОО I — IV классов опасности, – от IV (малоопасного) до I (чрезвычайно опасного). Документ официально сообщает о том, что побочный продукт производства обладает одним или многими опасными качествами: токсичностью, взрывоопасностью, потенциальным самовозгоранием, высокой реакционной способностью, канцерогенностью.
Приоритетные признаки отхода, указанные в документе, позволяют с ним безопасно обращаться. Кроме того – говорят о его ресурсной ценности, помогают найти потребителей, подобрать рациональный метод утилизации.
Разработка паспорта отхода
Разрабатывать ПОО должны лица, в результате деятельности которых эти отходы образуются. При этом статус не важен – обязанность предусмотрена как для юрлиц, так и для ИП.
Паспортизация проводится по двум схемам:
- Для отходов, учтенных Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО).
- Для отходов, не включенных в каталог. В этом случае организации нужно предварительно подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.
Пробы отходов исследуются в аккредитованном лабораторном центре, где по результатам анализов им присваивается класс опасности.
Если отход внесен в классификатор паспортов опасных отходов, оформлять на него ПОО требуется по одной типовой форме, если нет – по другой.
Практически неопасным отходам, отнесенным к V классу, разработка паспорта не требуется, но их принадлежность к данной категории придется подтвердить лабораторными результатами биотестирования отхода.
Действовавший прежде порядок паспортизации отходов предусматривал направление на согласование паспорта отхода в территориальный орган Росприроднадзора. Сейчас это требование отменено.
Что указано в ПОО?
Паспорт составляется по типовой форме, установленной приказом № 1026. Содержит много идентифицирующих сведений об отходе, а именно:
- наименование и код в соответствии с ФККО;
- происхождение – по исходному сырью, принадлежности к определенному производству, процессу, в результате которого товар стал отходом, утратив потребительские качества;
- подробный химический состав;
- физические свойства.
Кроме того, в ПОО указываются сведения о лице, образовавшем отходы: название компании, ее фактический и юридический адрес, а также адрес территории, где образуются отходы. В документ также включается информация о руководителе и регистрационные данные организации.
Паспорт опасного отхода утверждается руководителем организации. Вносить изменения в ПОО – не допускается.
На какой срок составляется паспорт отхода?
Паспорт на отход, учтенный ФККО, действует бессрочно. Но при некоторых обстоятельствах требует переоформления:
- для юрлиц – при реорганизации компании, при изменении ее наименования и адреса;
- для ИП – при смене места проживания, ФИО, реквизитов паспорта.
Кроме того, документ следует переоформить при включении в Федеральный классификатор отхода, на который ранее был оформлен ПОО, не включенного в классификатор. Для этого предусмотрен срок – 30 календарных дней с даты включения конкретного вида отходов в ФККО.
Паспорта отходов, включенных в Федеральный каталог, действуют без срока.
Вносить изменения в ПОО – нельзя.
Что ждет при отсутствии ПОО?
Если будет выявлен факт, что у отхода нет паспорта, организацию ждет административная ответственность. А именно – штраф. КоАП РФ предусмотрел санкции по ст. 8.2., на основании п. 9 которой, штраф для должностных лиц составляет 20-40 тыс. руб., для ИП – 40-60 тыс. руб., для юрлиц – 200-350 тыс. руб.
Паспорт отхода – о чем подумать и что срочно сделать?
Дожидаться проверки – хоть плановой, хоть внеплановой – не стоит. Нужно выявить все образуемые отходы, на которые могут обратить внимание инспекторы Природнадзора. Если у отходов нет паспортов, их составляют в законном порядке и утверждают руководителем.
Чтобы максимально охватить все процессы, приводящие к образованию отходов, сначала проводят обследование участков и инвентаризацию:
- выявляют отходы, которые образовались (или могут образоваться) при производстве товаров, очистке сточных вод, уборке территории, ликвидации проливов ГСМ, и т.д.;
- определяют изделия, пришедшие в негодность, утратившие потребительские свойства.
Для этих работ учитывается специфика всех подразделений: перечень сырья и материалов, список оборудования и эксплуатационная документация, перечень операций и технологические документы.
Затем проводят идентификацию отходов, в том числе – с теми видами, которые включены в Федеральный каталог, и внесены в Банк данных отходов (https://db.wastebase.ru/wastebase.aspx). Для отходов, пока не охваченных ФККО, проводят мероприятия по отнесению отходов к определенному классу опасности в соответствии с установленными законодательством Критериями.
Как лучше поступить – разработать самостоятельно, или заказать паспорт отхода? Паспортизация отходов требует знаний и проведения специальных анализов. Чтобы не отвлекаться на бюрократическую волокиту, не отслеживать изменения в законодательстве, не искать лабораторию с аккредитацией и не бояться «подводных камней» со стороны надзорных органов, проще обратиться в специализированную компанию с опытными специалистами, – знающими все этапы разработки паспорта опасного отхода.
Мы готовы ответить на все Ваши вопросы
Мы готовы ответить на все Ваши вопросы
Как разрабатывается документация

Гарантируем надёжность и ответственность
Каждый веб-разработчик знает, что такое текст-«рыба». Текст этот, несмотря на название, не имеет никакого отношения к обитателям водоемов.
Индивидуальный подход к каждому проекту
Используется он веб-дизайнерами для вставки на интернет-страницы и демонстрации внешнего вида контента, просмотра шрифтов, абзацев, отступов и т.д.
Проекты проходят согласование с первого раза
Так как цель применения такого текста исключительно демонстрационная, то и смысловую нагрузку ему нести совсем необязательно.