Инвентаризация выбросов – обязательное мероприятие?
Инвентаризация выбросов – это процедура по сбору и систематизации информации о распределении источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ) на промплощадке предприятия, массе и составе выбросов загрязняющих веществ (ЗВ), – обязательная для всех предприятий, где есть такие источники.
Важно! Необходимость проведения инвентаризации не зависит от категории ОНВОС, от массы и химического состава выбросов.
Обязанность по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ определена ст. 22 ФЗ-96. Юрлица и ИП, эксплуатирующие ОНВОС, проводят инвентаризацию источников выбросов, а также выбросов ЗВ, документируют и хранят результаты этой процедуры.
Учету подлежат выбросы от стационарных и передвижных источников, – независимо от характера выбросов, – постоянные и временные.
Обратите внимание! Не так давно учет выбросов от передвижных источников был отменен. Но в 2019 году 96-ФЗ был изменен, и теперь передвижные ИЗАВ, как и раньше, подлежат учету.
Инвентаризация на недавно построенных ОНВОС должна проводиться в ограниченные сроки: в течение двух лет после получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
Для сведения! Отчет инвентаризации выбросов ЗВ – исходный материал для множества других проектных работ, в том числе, для проектов СЗЗ и НДВ, при определении категории объекта НВОС.
Немного теории: какие источники загрязняют воздух
Источник выброса – техническое устройство, технологический процесс, механизм, от которых выделяются ЗВ.
Стационарный источник отвечает одному из условий:
- его местоположение может определяться в системе координат;
- он может перемещаться с помощью передвижного источника.
Передвижной источник – транспортное средство, оснащенное двигателем – источником выброса.
Источники, подлежащие учету
Среди стационарных ИЗАВ учитываются:
- Организованные источники, от которых ЗВ выделяются принудительно, через специальные отводы: УОГ, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, факельные устройства.
- Точечные источники (с выбросом через отверстие) – разновидность организованных.
- Неорганизованные источники, из которых ЗВ поступают в атмосферу в виде ненаправленных газовых потоков: неплотные участки технологических устройств, места пересыпки сырья, пылящие отходы, размещенные на полигонах, открытые стоянки автотранспорта.
- Линейные ИЗАВ, выделяющие ЗВ по определенной протяженной линии.
- Площадные ИЗАВ, с ЗВ, поступающими в воздух с ограниченной поверхности.
Линейные и площадные ИЗАВ относятся к неорганизованным.
Основными передвижными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются:
- автомобильные транспортные средства;
- ж/д транспорт;
- строительная, сельскохозяйственная и иная спецтехника.
Методика инвентаризации выбросов
Порядок инвентаризации источников выбросов закреплен приказом Минприроды РФ № 352. Кроме правил инвентаризации ИЗАВ и выбросов, в нем приводятся рекомендуемое содержание отчета, образцы таблиц для документирования результатов.
Важно! С 1 июля 2021 года инвентаризация проводится с применением методик, включенных в перечень Минприроды России.
Фиксирование качественных/количественных показателей проводится инструментальными и расчетными методами. Выбросы от организованных источников – преимущественно инструментальными. Такие исследования может проводить только аккредитованная лаборатория. Если предприятие предпочтет расчетный метод, для такого решения требуется обоснование.
Обратите внимание! Расчет рассеивания выбросов и нормативов при инвентаризации не проводятся – эти работы выполняются в проекте НДВ и другой документации.
Как проводится инвентаризация выбросов
Сначала по предприятию издается приказ по инвентаризации источников выбросов – с указанием сроков проведения, назначением ответственного должностного лица.
Инвентаризация представляет собой ряд мероприятий:
- обследование ОНВ;
- изучение проектной документации, применяемых технологий, состояние УОГ и систем вентиляции;
- анализ предыдущей инвентаризации;
- изучение результатов ПЭК, материалов проверок;
- установление источников образования и выделения ЗВ, их пространственная систематизация;
- анализ показателей выбросов и отходящих газов;
- документирование результатов.
Изучение характеристик ИЗАВ и показателей выбросов проводится при максимальной производительности оборудования и наибольшей нагрузке очистных сооружений и вентиляционных систем.
Каждый ИЗАВ описывается раздельно: режимы работы, расход сырья, материалов или топлива. Расчеты и сведения оформляются таблицами, определенными Порядком.
Перечень ЗВ определяется в ходе анализа документов предприятия, на основании справочников НДТ.
Пространственная систематизация ИЗАВ – определение географических координат (в системе ведения ЕГРН), присвоения порядковых номеров, подготовка карты-схемы с отображением сооружений, границ промплощадки, СЗЗ, селитебной зоны, ИЗАВ с указанием номеров.
Если на объекте функционирует более 50 источников, может составляться ситуационный план.
Результаты инвентаризации выбросов
По итогам инвентаризации составляется отчет, по рекомендуемому Порядком образцу (пр. 4). Отчет утверждается руководителем, с указанием даты.
Совет! Результаты учета передвижных источников и выбросов ДВС рекомендуется оформлять отдельным отчетом.
Корректировка результатов
Внесение изменений в материалы проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу необходимо при наличии даже одного из следующих условий:
- изменение процессов производства;
- внедрение/вывод ИЗАВ;
- переход на иное оборудование, топливо и сырье, в результате чего меняются фактические показатели выбросов ЗВ – более чем на 25% в отношении разовых выбросов, на 10% – в отношении валовых показателей;
- установление факта несоответствия между фактическими выбросами и результатами последней инвентаризации;
- изменение правил проведения инвентаризации.
Кроме того, дополнительные мероприятия необходимы в ситуациях, определенных правилами эксплуатации ГОУ, в т. ч., реконструкция или модернизация установок.
На изменение результатов инвентаризации дается не более 12 месяцев после возникновения перечисленных обстоятельств. В ряде случаев, кроме нового учета ИЗАВ и выбросов, природопользователю придется разработать и утвердить новые нормативы.
Решение о проведении корректировки принимается руководителем хозяйствующего субъекта, – изданием соответствующего приказа.
Заверенными сведениями о корректировке дополняется отчет инвентаризации (отдельным разделом), о чем вносятся: запись на титульный лист и пояснения о причинах в раздел «Введение».
Результаты инвентаризации, проведенной природопользователем, используются уполномоченными органами регионов для сводных расчетов загрязнения атмосферы.
Инвентаризация не проводилась – какие санкции?
При невыполнении требований по проведению инвентаризации источников и выбросов для юрлица возможны административные штрафы:
- до 100 тысяч руб.– на основании ст. 8.1 КоАП РФ;
- до 80 тысяч руб.– по ст. 8.5 КоАП РФ.
Согласование отчета с результатами инвентаризации в контрольно-надзорных органах не требуется, но если в ходе плановой или внеплановой проверки будет установлено, что учет ИЗАВ и выбросов проведен некорректно, множество природоохранных проектов может оказаться под сомнением.
Пользуясь тем, что документ просто утверждается руководителем компании, недобросовестные разработчики сдают заведомо некачественную работу, а после подписания акта приема-передачи не выходят на связь.
Чтобы провести инвентаризацию источников выбросов в атмосферу, а также все необходимые инструментальные исследования с привлечением аккредитованной лаборатории, и не беспокоиться о качестве работ, важно найти серьезную проектную организацию, – например, «РСГ Групп». Опытные специалисты досконально исследуют всю территорию вашего объекта, вам не придется заказывать дополнительных корректировок при обнаружении инспектором «забытой» трубы.